Министерство образования Москвы возглавил сторонник «тюменской модели»
2010-11-10
22:15:00
9 ноября заммэра по социальным вопросам Людмила Швецова представила сотрудникам департамента образования нового начальника — бывшего заместителя министра образования и науки Исаака Калину. Пока чиновник не успел рассказать общественности, какие изменения ждут систему московского образования. Как объяснил GZT.RU пресс-секретарь соцкомплекса правительства столицы Александр Пудин, первый день в новом качестве стал для Калины «праздничным моментом» и возможностью показать «товар лицом».
Торжественность момента усилил столичный градоначальник, который к приходу Калины изменил статус главы департамента образования в московском правительстве. С конца октября руководитель этого департамента получил ранг министра. Тем самым мэр «собирается поднять статус образования и обозначит его важность для жизни города», считает экс-руководитель департамента образования Москвы (1986–2007 годы) Любовь Кезина.
Директор Федерального института развития образования (структура Минобрнауки) Александр Асмолов считает назначение Калины продолжением кадровой политики Собянина, который, по мнению эксперта, уже дал понять, что не собирается опираться на московскую команду. Впрочем, имидж варяга – не единственный плюс нового чиновника. «Калина действительно профессиональный человек, он хорошо знает дошкольное, среднее и начальное профобразование, — говорит в интервью GZT.RU Асмолов. – В вузовской системе он разбирается хуже. Зато он лучше других чиновников знает ситуацию в регионах. А я могу вам сказать, что за последнее время столичное школьное образование проигрывает на общем фоне. Впрочем, я уверен, московские школы больше не будут болотом».
Положительно произошедшие в департаменте образования изменения расценивает и Кезина. «Столичное образование должен возглавлять чиновник федерального уровня,— заявила Кезина GZT.RU. – Надо признать, что уровень Ольги Ларионовой — это должность зампрефекта, не больше. Именно поэтому ее и уволили».
«Собянин сделал правильно, что назначил Исаака Калину,— уверена Кезина. – Это большой специалист в образовании, разбирающийся в теме полностью: от яслей до вузов. Кроме того, он подкован с точки зрения внедрения образовательных инноваций. Я вхожу в группу Минобрнауки по разработке образовательных стандартов, поэтому могу оценить его как профессионала».
По словам Асмолова, Собянин и Калина познакомились еще в Тюмени: работая в Минобрнауки, он много раз приезжал туда перенимать так называемую «тюменскую модель» образования. Ее суть, как говорит эксперт, в применении нормативно-подушевого финансирования обучения школьника. Чиновники любят описывать ее следующим образом: деньги идут за учеником, а не выделяются на школу. Ученик может менять учебные заведения, а за ним закреплен своеобразный образовательный «ваучер». Такая система финансирования позволяет проще выявлять эффективно работающие школы: дети голосуют за них, что называется, ногами.
Асмолов говорит, что с подачи Исаака Калины, «тюменскую модель» внедрили еще на 20 регионов страны. Эксперимент был признан удачным настолько, что в Минобрнауки на ее основе создали целую программу— Комплексный проект модернизации образования России.
По мнению Асмолова, что Собянину-губернатору было чрезвычайно приятно, что опыт его губернии не только оценили, но и сделали моделью для всей страны. «Любому губернатору была бы приятна такая оценка. Пришло время, и он вспомнил о нем»,— добавил Асмолов.